173007 г. Великий Новгород

Телефон: +7 (921) 201-30-40

E-mail: ala56@list.ruandreeva56@mail.ru

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

​​​​© 2017 Любовь Андреева. 

КОРРУПЦИЯ (УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Любовь Александровна Андреева

Новгородского филиала негосударственного аккредитованного частного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

Современная гуманитарная академия,

старший преподаватель, кандидат юридических наук,

Действительный государственный советник

Российской Федерации 3 класса.

E-mail:  andreeva56@mail.ru

  

В условиях новых экономических отношений происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности деяний. Многие виды коррупционных проявлений относятся к категории должностных преступлений, главным стимулом которых является возможность получения экономической выгоды, связанной с использованием властных полномочий. Исходя из анализа норм международного права и результатов научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции: взяточничество (или подкуп); злоупотребление служебным положением; злоупотребление влиянием; легализация имущества, приобретенного преступным путем; незаконное участие в предпринимательской деятельности и т.д. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса, происходит непосредственное взаимодействие служащего и предпринимателя. Наиболее многочисленными нарушениями, допускаемыми коррупционерами в сфере хозяйствования, являются те, которые связаны с ненадлежащим исполнением законодательства контролирующими органами, созданием различных административных барьеров предпринима­тельству, вымогательством взяток, неправомерным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам, нарушениями законодательства при государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и их лицензировании, прямым и косвенным воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности. В условиях масштабного кризиса, охватившего государство, проблема коррупции приняла новые масштабы и формы, действия коррупционеров многообразны, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности чиновников. Способ воспрепятствования должностным лицом законной предпринимательской деятельности может быть одним из способов подготовки рейдерской атаки и обусловлен мотивом ее совершения. Это дает основание включать в разработку методики расследования воспрепятствования законному предпринимательству версии о соучастии должностного лица в совершении рейдерской атаки. Наличие коррупционных связей делает возможным осуществление криминальных захватов предприятий, и затенения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, иных преступных операций в сфере бизнеса. Уровень коррупции и криминальных захватов - взаимосвязанные явления, отражающие степень возможного воспрепятствования законной деятельности бизнесмена. Рейдеры находятся под покровительством коррумпированных представителей правоохранительных органов, местных и федеральных властей. Методы, или меры по противодействию коррупции, в основном носят криминологический характер, в том числе меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки отдельным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, с предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться служащий.  Однако ужесточение ответственности коррупционеров может привести и к обратному процессу роста коррупции, так как происходит подмена объекта криминологического воздействия, а в рамках данных мер с коррупцией среди государственного аппарата борются исключительно представители этого аппарата, что нередко перерастает в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг. К мерам превентивного характера относится обеспечение независимости и эффективности судебной власти; обязанность служащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов; гарантирование свободы информации; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; достойная оплата труда служащих; децентрализация власти; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; совершенствование законодательства и администрирования, проведение экспертиз на коррупциогенность проектов и действующих правовых актов. Таким образом, коррупционные преступления имеют криминологический признак коррупциогенности, могут корреспондировать с административной и дисциплинарной ответственностью чиновников, распространены в экономике и общественных отношениях. Особое значение имеет Закон о противодействии коррупции[], устанавливающий обязанность служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.  Невыполнение служащим должностной (служебной) такой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом,  служащий, участвующий в коррупционных правонарушениях, может стать субъектом рейдерского захвата бизнеса, организатором либо пособником в преступной группе, будет привлечен к ответственности в соответствии с УК РФ.

Эволюция преступности является зеркальным отражением изменений в экономических, социально-политических отношениях в обществе, что неуклонно требует совершенствования уголовного законодательства. До настоящего времени российским законодателем не раскрыто понятие «коррупционные преступления». Нет разъяснения по этому вопросу ни в Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[], ни в Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденными Указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 4602[]. В Федеральном законе «О противодействии коррупции»[] определены деяния, относимые к коррупционным: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ч. 1 ст. 1). В перечне явно усматриваются преступления, предусмотренные ст.ст. 201, 204, 285, 290 и 291 УК РФ, однако не раскрыто «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения».

Б.В. Волженкин отмечает, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.[] Б.В. Волженкин к коррупционным преступлениям отнес[]следующие преступления ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, 285, 289, 290, 291, 292, 169, 178, 201, 204, 184 УК РФ, тем самым к рассматриваемым преступлениям отнесено 13 составов. Как видно из перечня, к коррупционным отнесены преступления и против собственности, и в сфере экономической деятельности, и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В связи с чем, не совсем ясна избирательность деяний. Л. Гаухман отмечал, что к преступлениям коррупционной направленности относятся общественно опасные деяния, указал только всего пять составов преступлений. В данном случае к рассматриваемым деяниям выборочно отнесены преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, кроме того, в перечне отсутствует ст. 291 УК РФ (дача взятки)[].

Попытки определения перечня коррупционных преступлений предпринимались правоохранительными органами, как в международных соглашениях, так и в правовых актах в системе правоохранительных органов России. Например, межведомственное Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией (25 апреля 2007 г., г. Астана) сторонами была принята договоренность считать коррупционными следующие деяния[], которые в УК РФ предусмотрены соответственно ст.ст. 290, 291, 285, 292, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ, всего 6 составов преступлений.

В совместном Указании Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности»[] преступления коррупционной направленности дифференцированы на три группы:

1) преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий;

2) преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий: относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности; относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности; относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом; относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации; относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом; относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения;

3) преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, незаконного представления такой выгоды. Всего 40 составов преступлений.

В приказе Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ»[] к преступлениям коррупционной направленности отнесены 29 составов, представляемых почти все родовые объекты российского уголовного законодательства. Представляет интерес отнесение преступлений к коррупционным  судебными органами. В приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности»[] к ним отнесены п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 145.1, п. «г» ч. 3 ст. 146, ч.ч. 3 и 4 ст. 159, ч.ч. 3 и 4 ст. 160, 170, 174, 174.1, ч. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176, 177, ч.ч. 2 и 3 ст. 178, ч.ч. 3 и 4 ст. 183, 184, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 188, ч.ч. 2 и 3 ст. 189, 193, 201, 202, 204, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ; совершенные лицом с использованием своего служебного положения ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, 285, 285.1, 285.2, 286 (кроме п. «а», «б» ч. 3 - совершены с применением насилия или с угрозой его применения, оружия или специальных средств), 289, 290, 291, 292, 294, 295, 296, 299, 300, 301, 302, ч.ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ; по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия ст. 309 УК РФ. Всего 42 состава, охватывающих весь объектный спектр Особенной части УК РФ.

Таким образом, как на теоретическом уровне, так и на практике отсутствует единое мнение о преступлениях, относимых к коррупционным. Большинство специалистов под коррупционными преступлениями понимаются все должностные или служебные преступления, отсутствует четкое объектное отнесение преступлений к коррупционным, не определен круг субъектов коррупционных преступлений, так как большинством исследователей под ним понимается только государственный или муниципальный служащий.

В Новой редакции проекта Федерального закона «О противодействии коррупции» (второе чтение) предлагается статья 7, определяющая преступления, обладающие признаками коррупции, в частности к преступлениям, обладающим признаками коррупции, относятся деяния, запрещенные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: п.п. "а", "б" ч. 2 ст. 141 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); ст. 170 УК РФ; ст. 183 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа);
ст. 184 УК РФ; ст. 201 УК РФ; ст. 202 УК РФ (в случае совершения в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц); ст. 204 УК РФ; ст. 210 УК РФ (при наличии цели совершения любого преступления, обладающего признаками коррупции); ст. 285 УК РФ; ст. 285.1 УК РФ; ст. 285.2 УК РФ; ст. 286 УК РФ (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); ст. 289 УК РФ; ст. 290 УК РФ; ст. 291 УК РФ; ст. 309 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа). Всего 15 составов уголовных преступлений. Вместе с тем ч.2 ст.7 проекта Федерального закона «О противодействии коррупции» минимизирует все усилия законодателя в определении составов преступлений, указывая, что к иным преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с проектом Федерального закона относятся запрещенные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации и содержащие в качестве самого деяния либо квалифицирующего признака указание на использование лицом своего служебного положения либо должностных полномочий, тем самым, охватывается весь объектный спектр Особенной части УК РФ.

 

Таким образом, автор полагает, что к коррупционным преступлениям следует отнести только общественно опасные деяния, внести квалифицирующий признак коррупционного преступления в УК РФ; субъектом коррупционных преступлений должно быть определено любое публичное лицо, использующее свой статус для противоправного получения выгоды (выборное должностное лицо, государственный и муниципальный служащий и т.д.); коррупционные преступления необходимо объединить, выделив их в отдельную главу Особенной части УК РФ, отграничив их от служебных преступлений.

К коррупционным преступлениям необходимо отнести п. «а» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ч. 1 ст. 183, 184, 204, 290, 291, ч. 1 ст. 309 УК РФ, дополнить Закон «О противодействии коррупции» понятием «коррупционные преступления», с указанием их перечня, внести данное определение квалифицирующим признаком в УК РФ.

Список литературы:

Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. - 156 с.

Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. - 2000. -  № 6. - С. 2-6

Заседание Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (25 апреля 2007 г., г. Астана, Республика Казахстан) // Прокурорская и следственная практика. - 2007. - № 1-2. - С. 41-49.

Приказ Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» - [Электронный ресурс] - hyttp://www.durex-promo.ru

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности» - [Электронный ресурс] - hyttp://www.durex-promo.ru

Указ Президента РФ 4602 «Об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы» от 13.04.2010 г. № 4602 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1875.

Указание Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» - [Электронный ресурс] - hyttp://www.durex-promo.ru

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Андреева, Л.А. Коррупция (уголовно-правовой аспект) [Текст] / Л.А.Андреева//  Государственное и муниципальное управление в ХХ1 веке: теория, методология, практика: Сборник материалов 1 Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011 - С.129-134. ISBN 978-5-7782-1713-3 Тираж 500 экз.

Это текст. Нажмите, чтобы отредактировать и добавить что-нибудь интересное. Это легко.