173007 г. Великий Новгород

Телефон: +7 (921) 201-30-40

E-mail: ala56@list.ruandreeva56@mail.ru

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

​​​​© 2017 Любовь Андреева. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

Общественная Палата Российской Федерации

Миусская пл., д. 7, стр.1,  Москва, ГСП-3, 125993, тел.: (495) 221-83-63,  факс: (499) 251-60-04, сайт: www.oprf.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

 

проекта федерального закона № 139186-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(реквизиты нормативного правового акта)

Андреевой Любовью Александровной, аккредитованной в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, свидетельство от 15.01.2016 № 2308, распоряжение Минюста России от 16.08.2010 № 6333-р, в  соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г.  N  172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов   нормативных  правовых  актов"  и  пунктом  4  Правил  проведения антикоррупционной   экспертизы   нормативных   правовых  актов  и  проектов нормативных   правовых  актов,  утвержденных  постановлением  Правительства Российской  Федерации  от  26  февраля  2010  г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе  нормативных  правовых  актов  и  проектов  нормативных правовых актов", проведена антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона № 139186-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=139186-7) (далее - проект федерального закона № 139186-7).

В представленном проект федерального закона № 139186-7 выявлены коррупциогенные факторы.

1. Наличие коррупциогенного признака юридико-лингвистической неопределенности:

Часть 1статьи 23.2. проекта федерального закона № 139186-7 «Защита прав участников долевого строительства» «7). осуществление иных функций и полномочий, установленных федеральными законами».

Часть 2 статьи 23.2. проекта федерального закона № 139186-7 «Защита прав участников долевого строительства» «3). осуществлять иную приносящую доход деятельность, направленную на достижение поставленных перед Фондом в соответствии с настоящим Федеральным законом целей.»

Часть 2 ст. 23.3. проекта федерального закона № 139186-7 «Имущество Фонда. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций. Если иное не определено настоящим Федеральным законом, порядок использования средств компенсационного фонда определяется Правительством Российской Федерации.»

Часть 3 ст. 23.3. проекта федерального закона № 139186-7 «Имущество Фонда. Фонд может формировать резервный фонд и иные целевые фонды на основании решения высшего коллегиального органа Фонда.»

Часть 3 ст.23.4 проекта федерального закона № 139186-7 «Управление Фондом. « Совет Фонда: 1) принимает решение о формировании резервного фонда и иных целевых фондов»;

Часть 3 ст.23.4 проекта федерального закона № 139186-7 «Управление Фондом. « Совет Фонда: «8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом Фонда.»

Часть 4 ст.23.4 проекта федерального закона № 139186-7 «Управление Фондом. Правление Фонда: «5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом Фонда, если они не относятся к компетенции совета Фонда.»

Часть 5 ст.23.4 проекта федерального закона № 139186-7 «Управление Фондом. К компетенции генерального директора Фонда относятся вопросы осуществления руководства текущей деятельностью Фонда, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов управления Фонда».

Понятие «иные» при таких обстоятельствах предусматривает наличие такого коррупциогенного признака как юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

2. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящие к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти принявшего первоначальный нормативный правовой акт:

Статья 15.3. проекта федерального закона № 139186-7 «Часть 8) в) дополнение "Доступ застройщиков, контролирующего органа, уполномоченного органа к закрытой части указанного в настоящей части сайта может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации."

Статья 23.2. проекта федерального закона № 139186-7 «Защита прав участников долевого строительства «Часть 1.4) Основания заключения договоров займа и договоров пожертвования устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Статья 23.2. проекта федерального закона № 139186-7 «Защита прав участников долевого строительства часть 2 «2) инвестировать временно свободные средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Статья 23.2. проекта федерального закона № 139186-7 «Защита прав участников долевого строительства. Часть 4. В Фонд может быть ликвидирован на основании федерального закона, определяющего цели, порядок и сроки ликвидации Фонда, а также судьбу имущества, находящегося в его собственности."

Статья 23.3 проекта федерального закона № 139186-7. «Имущество Фонда. Часть 2. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций. Если иное не определено настоящим Федеральным законом, порядок использования средств компенсационного фонда определяется Правительством Российской Федерации.»

Статья 23.3. проекта федерального закона № 139186-7 «Имущество Фонда» Часть.5 «Часть доходов, получаемых от инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на финансирование расходов, связанных с осуществлением предусмотренных настоящим Федеральным законом функций и полномочий Фонда. Предельный процент доходов, получаемых от инвестирования средств компенсационного фонда и направляемых на финансирование расходов, связанных с осуществлением предусмотренных настоящим Федеральным законом функций и полномочий Фонда, устанавливается Правительством Российской Федерации».

Статья 23.6. проекта федерального закона № 139186-7 «Обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд

Часть 1. Размер обязательных отчислений (взносов) застройщика в компенсационный фонд рассчитывается Фондом в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации, на основе согласованной сторонами цены каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения. Методика должна предусматривать величину базовой ставки, которая повышается в зависимости от определяемой в соответствии с такой методикой способности застройщика исполнять принятые на себя обязательства (кредитоспособность, финансовая устойчивость).

Часть 3. Размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд не должен превышать предельный процент цены договора участия в долевом строительстве, установленный Правительством Российской Федерации.»

 

3. В рамках исполнения действующего законодательства в сфере привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов отдельные нормы проекта федерального закона № 139186-7 не соответствуют Конституции РФ. Согласно части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Дополнение проекта федерального закона № 139186-7 часть 8.1 следующего содержания: "8.1) направляет застройщику предписание о приостановлении на определенный срок осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, вынесенное в соответствии с частью 15 настоящей статьи;";

б) в абзаце первом части 15 слова "вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением" заменить словами "выносит предписание";

в) дополнить частями 15.1 - 15.3 следующего содержания:

"15.1. Деятельность застройщика, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, возобновляется со дня, следующего за днем принятия решения контролирующим органом о возобновлении застройщиком такой деятельности. Такое решение принимается не позднее пяти рабочих дней со дня получения контролирующим органом от застройщика документов, подтверждающих устранение нарушений, указанных в предписании контролирующего органа и послуживших основанием для приостановления такой деятельности.

15.2. Предписание контролирующего органа о приостановлении деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и (или) решение контролирующего органа о возобновлении такой деятельности направляются контролирующим органом застройщику, а также в орган регистрации прав в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня вынесения такого предписания и (или) принятия соответствующего решения.

Положение выходит за пределы компетенции Правительства Российской Федерации, так как лишает возможности обращения в суд для защиты своих прав при спорных вопросах в рамках исполнения действующего законодательства в сфере привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов  (пункт д) части 3 Методики антикоррупционной экспертизы - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции).

 

4. В результате экспертизы установлено, что в проекте федерального закона № 139186-7 в ст.23.4 «Управление Фондом Часть 2. Председатель и члены совета Фонда назначаются Правительством Российской Федерации сроком на три года по представлению председателя наблюдательного совета единого института развития в жилищной сфере. Генеральный директор Фонда назначается на должность сроком на три года решением председателя наблюдательного совета единого института развития в жилищной сфере по представлению генерального директора единого института развития в жилищной сфере. Члены правления Фонда назначаются на должность и освобождаются от должности советом Фонда по представлению генерального директора Фонда на срок, определенный уставом Фонда. Генеральный директор Фонда входит в состав правления Фонда по должности и является председателем правления Фонда.» содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом г) части 3 Методики антикоррупционной экспертизы.

Данная норма в контексте проекта федерального закона № 139186-7, представляет собой норму, характеризующуюся отсутствием и неполнотой административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (подпункт «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96),

 

5. В ч. 1 ст. 23.2. в проекте федерального закона № 139186-7 «Защита прав участников долевого строительства проекта закона «7) осуществление иных функций и полномочий, установленных федеральными законами» сделана абстрактная ссылка.  Это проявление коррупциогенных факторов:«широта дискреционных полномочий» (пп. «а» п. 3 Методики), поскольку налицо «отсутствие … условий или оснований принятия решения».

 

Указанные нормы в проекте федерального закона № 139186-7 содержат положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, являются коррупциогенными нормами, т.к. включают коррупционные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения:

- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения должностными лицами органа государственной власти определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий должностных лиц органа государственной власти;

- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти принявшего первоначальный нормативный правовой акт.

- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

- юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 (подпункты «а», «в», «г», «д», «е», «ж» пункта 3, подпункты «а» и «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

Изложенное позволяет заключить, что проект федерального закона № 139186-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" должен быть отклонен, поскольку его положения содержат множественность коррупциогенных факторов, которые не могут быть устранены правовыми средствами, предусмотренными в действующем законодательстве.

Рекомендуется разработать новую редакцию федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» с пакетом проектов постановлений Правительства РФ, а также с проектами изменений в отдельные федеральные законы.

 

28 мая 2017 года

Андреева Любовь Александровна

Независимый эксперт, уполномоченный на проведение

экспертизы нормативных правовых актов и иных документов

на коррупциогенность

(Свидетельство Минюста России об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность

от 15.01.2016 № 2308,

распоряжение Минюста от 16.08.2010 № 6333-р).

8-921-201-30-40

andreeva56@mail.ru