173007 г. Великий Новгород

Телефон: +7 (921) 201-30-40

E-mail: ala56@list.ruandreeva56@mail.ru

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

​​​​© 2017 Любовь Андреева. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

Андреева

Любовь Александровна

 

свидетельство Минюста России об аккредитации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность

от 18.08.10 № 887

 

8-921-201-30-40  andreeva56@mail.ru

173007, г. Великий Новгород, ул. Десятинная, д.17 к.3 кв.1

 

 

Новгородская областная Дума

173005, г.Великий Новгород, Софийская пл., д.1

 

Губернатору Новгородской области

173005, г.Великий Новгород, Софийская пл., д.1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

 

закона Новгородской области «О Правительстве Новгородской области»

от 11 февраля 2013 года № 210-ОЗ

(реквизиты нормативного правового акта)

Андреевой Любовью Александровной, аккредитованной в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов распоряжением Минюста России от 16.08.2010 № 6333-р,  в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”, Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза Закона Новгородской области «О Правительстве Новгородской области» от 11 февраля 2013 года № 210-ОЗ (опубликован) представляет собой законодательный акт субъекта РФ, устанавливающий правовой статус постоянного коллегиального высшего исполнительного органа государственной власти Новгородской области, выявлены коррупциогенные факторы:

 

В статье 3 пункт 5 закона указано: разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица. Данный принцип разделения властей с соответствующим толкованием о сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий в ведении одного органа либо должностного лица, приводит к установлению коррупциогенного фактора о выборочном изменении объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) (подпункт «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

«Сбалансированности полномочий» и «исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица» - данная норма в контексте закона, имеет юридико-лингвистическую неопределенность. Норма является диспозитивной. В условиях отсутствия четких критериев понятия «Сбалансированности полномочий» и «исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица». усматривается возможность чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества и является коррупциогенной.  При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В статье 6 закона указано: «Член Правительства Новгородской области - государственная должность Новгородской области.

Данная норма в контексте закона, содержащего определение государственной должности Новгородской области, имеет юридико-лингвистическую неопределенность. Норма является диспозитивной. В условиях отсутствия четких критериев понятия «государственная должность» усматривается возможность чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества и является коррупциогенной.

   При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В статье 7 закона указано: На члена Правительства Новгородской области распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, что представляет собой принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов исполнительной власти, что является коррупционным. При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, так как структурные подразделения поименованы, в том числе обладают признаками юридического лица, образуются в соответствии с системой и структурой органов исполнительной власти субъекта РФ, а структурные подразделения входят в состав органов исполнительной власти Новгородской области (подпункт «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

Статья 8 (пункт 1) закона определяет, что Правительство Новгородской области действует в пределах срока полномочий Губернатора Новгородской области и слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором Новгородской области. Решение о сложении Правительством Новгородской области своих полномочий оформляется правовым актом Правительства Новгородской области в день вступления в должность вновь избранного Губернатора Новгородской области.

Данная норма в контексте закона, представляет собой норму, характеризующуюся отсутствием и неполнотой административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (подпункт «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96),

 

«Оформляется правовым актом», данная норма в контексте закона, имеет юридико-лингвистическую неопределенность. Норма является диспозитивной. В условиях отсутствия четких критериев понятия «оформляется» и «правовым актом» усматривается возможность чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества и является коррупциогенной.

   При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

    Норма «оформляется правовым актом» представляет чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт (подпункт «г» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

Статья 8 (пункт 2) закона определяет, что в случае сложения полномочий Правительства Новгородской области по основаниям, предусмотренным настоящим областным законом, Правительство Новгородской области по предложению вновь избранного Губернатора Новгородской области продолжает действовать до сформирования нового Правительства Новгородской области.

При таких обстоятельствах усматривается наличие коррупциогенного фактора об отсутствии или неполноты административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. Данная норма в контексте закона, содержащего отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка в случае отставки Правительства Новгородской области по собственной инициативе, порядок «предложения, поступившего от вновь избранного губернатора», либо условия по формированию нового правительства, после отставки предыдущего Правительства Новгородской области. При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (подпункт «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96),

Понятие «вновь избранного» представляет юридико-лингвистическую неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В статье 9 пункте 1 подпункте 4 закона указано: иные органы исполнительной власти Новгородской области.

Данная норма в контексте закона, содержащего перечисление органов исполнительной власти, имеет юридико-лингвистическую неопределенность. Норма является диспозитивной. В условиях отсутствия четких критериев понятия «иные» усматривается возможность чрезмерной свобода подзаконного нормотворчества и является коррупциогенной.

 

При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В статье 9 пункте 2 закона указано: «Правительство Новгородской области осуществляет иные полно­мочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установленные федеральными законами, Уставом Новгородской области, областными законами, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации. Данная норма в контексте закона представляется коррупциогенной, т.к. предполдагает заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона (подпункт «е» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

Понятие «иные» при таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В статье 10 пункте 2 подпункте 6 закона указано, что Губернатор «осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, Уставом Новгородской области, областными законами, Регламентом Правительства Новгородской области, нормативными правовыми актами Правительства Новгородской области. Понятие «иные» при таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «а» пункта 3 и подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В наименовании статьи 11 закона «Полномочия первых заместителей Губернатора Новгородской области, заместителей Губернатора Новгородской области» отсутствует норма о принадлежности данных должностных лиц к Членам Правительства Новгородской области.

Норма статьи является диспозитивной. В условиях отсутствия четких критериев понятия «Полномочия первых заместителей Губернатора Новгородской области, заместителей Губернатора Новгородской области»  усматривается возможность наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям и является коррупциогенной. При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; (подпункт «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В наименовании статьи 12 закона «Полномочия руководителей департаментов Новгородской области» дополнить» отсутствует норма о принадлежности данных должностных лиц к Членам Правительства Новгородской области.

Норма является диспозитивной. В условиях отсутствия четких критериев понятия «Полномочия руководителей департаментов Новгородской области» усматривается возможность наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям и является коррупциогенной.

При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; (подпункт «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В статье 14 пункте 1 закона указано: «Для обеспечения деятельности Правительства Новгородской области и Губернатора Новгородской области образуются структурные подразделения по обеспечению деятельности Правительства Новгородской области и Губернатора Новгородской области (далее - структурные подразделения).

Структура органов исполнительной власти Новгородской области определяется Губернатором Новгородской области в соответствии с УставомНовгородской области. Органы исполнительной власти Новгородской области формируются Правительством Новгородской области, что является юридико-лингвистическая неопределенностью понятий «образуются структурные подразделения по обеспечению деятельности». При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В статье 14 пункты 2 закона указано: «Структурные подразделения осуществляют финансово-хозяйствен­ное, организационно-техническое, аналитическое, информационное, правовое, документационное и кадровое обеспечение исполнения Правительством Новгородской области и Губернатором Новгородской области своих полномочий.

Структура органов исполнительной власти Новгородской области определяется Губернатором Новгородской области в соответствии с УставомНовгородской области. Органы исполнительной власти Новгородской области формируются Правительством Новгородской области, что является наличием дублирующих полномочий Правительства Новгородской области и Губернатора Новгородской области; также определяется юридико-лингвистическая неопределенность понятий «структурные подразделения». При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «а» пункта 3 и подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В статье 14 пункты 3 закона указано: «Структурные подразделения могут образовываться в форме комитетов, управлений, отделов. Структура органов исполнительной власти Новгородской области определяется Губернатором Новгородской области в соответствии с Уставом Новгородской области. Органы исполнительной власти Новгородской области формируются Правительством Новгородской области, что является наличием дублирующих полномочий Правительства Новгородской области и Губернатора Новгородской области; а также юридико-лингвистическая неопределенность понятий «структурные подразделения могут образовываться». При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); а также юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «а» пункта 3 и подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

Статья 14 (пункт 4) закона определяет, что финансирование расходов на содержание структурных подразделений осуществляется в пределах средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период на содержание Правительства Новгородской области.

Структура органов исполнительной власти Новгородской области определяется Губернатором Новгородской области в соответствии с УставомНовгородской области. Органы исполнительной власти Новгородской области формируются Правительством Новгородской области, что является наличием дублирующих полномочий Правительства Новгородской области и Губернатора Новгородской области, а также в статье 15 определены принципы и порядок финансирования Правительства Новгородской области, что может привести к двойственности норм финансирования; а также юридико-лингвистическая неопределенность понятий «структурные подразделения» и «на содержание».

При таких обстоятельствах усматривается наличие такого коррупциогенного признака как юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

В законе выявлены следующие коррупциогенные факторы:

- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

 

- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка

 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

   - юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 (подпункты «а», «в», «г», «д», «е», «ж» пункта 3, подпункты «а» и «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.10 № 96).

 

   В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается: приведение текста закона, в соответствии с действующим законодательством, исключить из закона нормы содержащие коррупциогенные факторы (указывается способ устранения коррупциогенных факторов: исключение из текста документа, изложение его в другой редакции, внесение иных изменений в текст рассматриваемого документа либо в иной документ или иной способ)

 

В статье 9 пункт 1 подпункт 4 закона, в статье 9 пункт 2, в статье 10 пункт 2 подпункт 6 закона «иные» -  исключить из текста закона;

Статья 3 пункт 5 закона: в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица -  исключить из текста закона;

Статью 6 изложить в следующей редакции: «Член Правительства Новгородской области - должность государственной гражданской службы Новгородской области.

Статью 7 изложить в следующей редакции: На члена Правительства Новгородской области распространяются ограничения, установленные федеральным и областным законодательством.

Статья 8  пункт 1 изложить в следующей редакции: Правительство Новгородской области действует в пределах срока полномочий Губернатора Новгородской области. Решение о сложении Правительством Новгородской области своих полномочий оформляется Постановлением Правительства Новгородской области в день вступления в должность Губернатора Новгородской области.

Статья 8 пункт 2 изложить в следующей редакции: В случае сложения полномочий Правительства Новгородской области по основаниям, предусмотренным настоящим областным законом, Правительство Новгородской области продолжает действовать до подписания  указа губернатора о персональном составе нового Правительства Новгородской области.

Наименование статьи 11 изложить в следующей редакции: «Полномочия первых заместителей Губернатора Новгородской области, заместителей Губернатора Новгородской области» дополнить – членов Правительства Новгородской области.

Наименование статьи 12 изложить в следующей редакции: «Полномочия руководителей департаментов Новгородской области – членов Правительства Новгородской области.»

Статья 14 пункт 1 изложить в следующей редакции: «Для обеспечения деятельности Правительства Новгородской области и Губернатора Новгородской области образуются органы исполнительной власти по обеспечению деятельности Правительства Новгородской области и Губернатора Новгородской области.

Статья 14 пункты 2 изложить в следующей редакции: «Органы исполнительной власти  осуществляют финансово-хозяйствен­ное, организационно-техническое, аналитическое, информационное, правовое, документационное и кадровое обеспечение исполнения Правительством Новгородской области и Губернатором Новгородской области своих полномочий в форме комитетов, управлений, отделов.

В статье 14 пункты 3 и 4  – исключить.