173007 г. Великий Новгород

Телефон: +7 (921) 201-30-40

E-mail: ala56@list.ruandreeva56@mail.ru

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

​​​​© 2017 Любовь Андреева. 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЙДЕРСТВУ

Л.А.Андреева,

кандидат юридических наук, старший преподаватель Новгородского

филиала негосударственного аккредитованного частного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

Рейдерство - это всегда противоправный захват бизнеса. Однако если ранее на практике встречались захваты отдельных предприятий, то в настоящее время действия рейдеров распространились на отдельные группы предприятий, на предприятия, связанные технологической цепочкой либо не связанных между собой, но принадлежащие одному собственнику. Поэтому квалификация рейдерского захвата, как захвата предприятия, становится частным примером, а наиболее общим, охватывающим данное противоправное влияние, является рейдерство как противоправный захват бизнеса.

Наиболее опасны профессиональные рейдеры, поскольку находятся под покровительством коррумпированных представителей правоохранительных органов, местных и федеральных властей. Практика смены руководства региональных органов исполнительной власти, назначение губернаторов способствуют вхождению в регион системных рейдеров под прикрытием «борьбы с местным криминалом» либо «привлечением инвестиций».

В 1990-х годах процветали силовые способы захватов бизнеса, когда вооруженные лица устраняли или запугивали владельцев, а администрацию и работников предприятий «устраняли» с помощью силы. Сейчас в ходу все более изощренные способы, но, прежде всего, рейдеры используют несовершенство правовой системы, недостатки законодательства,  различные комбинации всех этих методов. Особо опасны захваты бизнеса рейдерами с участием правоохранительных и судебных структур.

Приемы рейдеров изменяются и совершенствуются. Например, меры по аресту активов, пакета акций или счетов по решению "дружественного" суда  считается трудоемким приемом, поэтому рейдеры стали просто подделывать решения судов и собраний акционеров, договоры аренды и покупки помещений. Хозяйственными преступлениями занимаются следственные органы МВД, а вот преступлениями против правосудия - следственные органы при прокуратуре РФ. Таким образом, одно и то же преступление рейдерского захвата бизнеса расследуется сразу двумя правоохранительными органами, только в той части, которая им определена подследственностью. Так, параллельные расследования приводят к «размыванию» умысла, способствуют уходу от ответственности отдельных соучастников преступного захвата бизнеса, разрывают преступные связи участников преступной группы.

Причем, если раньше жертвами становился в основном крупный бизнес, расположенные в центре России, то сейчас рейдеры устремились в регионы. По оценке, проведенной автором исследования, чиновники госаппарата и муниципальных учреждений, а также сотрудники правоохранительных органов заняты "крышеванием" бизнеса в большей мере, чем криминальные структуры. Рейдерство неразрывно связано с коррупцией. В рамках этого происходит "захват бизнеса" с использованием властных полномочий для обеспечения теневого контроля отдельных групп над целыми отраслями или даже над экономикой региона в целом. Наметилась тенденция захвата рейдерами непрофильного бизнеса, который понадобится не как существующее предприятие, а сооружение или строение либо земельный участок. В подобном случае наблюдается согласованность и одновременность действий госструктур, органов местного самоуправления, предполагаемых собственников или арендодателей здания или земельного участка.

Риск нападения рейдеров многократно увеличивается, если собственники и руководство предприятия допускают такие ошибки, как вывод прибыли с предприятия; минимизация налогов или их неуплата; игнорирование природоохранных и других норм законодательства. Последние нарушения с высоким риском уголовного преследования руководителей предприятия и временного их отстранения от работы. Можно определить несколько признаков рейдерской атаки на бизнес: на предприятие зачастили всевозможные проверки; к предприятию и его руководству изменилось отношение местных и региональных властей; в СМИ появились статьи, очерняющие руководство предприятия; началась операции с акциями и другие.

В связи с этим необходимо совершенствование уголовного законодательства с одновременным изменением системы правоохранительных органов.

Вместе с тем, главой 22 УК РФ определены виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности. В указанной главе содержатся виды преступлений, совершаемых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и другую деятельность экономической направленности, с «рейдерством» связаны 35 статей УК РФ. Исследовав состояние законодательства, считаю возможным выделить рейдерство как отдельный вид уголовно наказуемого деяния, создав отдельную статью УК РФ «Рейдерство», определив понятие, как противоправный захват бизнеса, выделив четыре части в проектируемой статье: захват предприятия, как объекта собственности, акций, сменой руководства; захват бизнеса (группы предприятий, составляющих единую технологическую цепочку либо группы предприятий, объединенных единой сетью); захват бизнеса группой лиц, с участием должностных лиц, использующих свое должностное положение; захват бизнеса в особо крупном размере, сопровождающееся убийствами, тяжкими телесными повреждениями.

Необходимо квалифицировать «рейдерство» исключительно как преступление, совершенное группой лиц. Данная статья УК позволит отграничить это противоправное деяние от других уголовно наказуемых действий в области экономики. Полагаю, что ошибочно утверждение, что понятие «рейдерство» не имеет самостоятельного состава преступления, а может быть рассмотрено в совокупности с различными состава УК РФ.

Предлагаемые в настоящее время изменения в УК РФ и в УПК РФ лишь частично реализуют предложения в области корпоративного права, дополняя УК статьей, предусматривающей ответственность за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг. В частности, за представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов с ложными сведениями предусматривается штраф либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом, либо лишением свободы без такого. За внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, если это сопряжено с неправомерным доступом к реестру, также предусматривается лишение свободы до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо штраф. В связи с этим рейдеры применили новые методы - прекращение договорных отношений с реестродержателем и тем самым лишение акционеров доступа к реестру.

К вопросу о совершенствовании правовой системы и законодательства (УПК РФ) относится и вопрос объединения всех следственных служб в единый следственный орган, который смог бы оперативно расследовать уголовные дела о рейдерском захвате бизнеса. Практика показывает, что система расследования уголовных дел, связанных с захватом бизнеса не может быть эффективной в связи с разобщенностью подследственности по отдельным статьям между СКП при прокуратуре и СУ при МВД. Объединение дел в одно производство занимает годы, неэффективно, создание единой следственной группы не обеспечивает эффективного расследования, ведет к бюрократической волоките, затраты на передачу дела от одного следователя другому, теряется смысл всего расследования, исчерпываются сроки расследования, утрачивается наличие единого умысла и групповой характер преступления. В случае если собственник бизнеса одновременно обращается в судебные органы, следствие перекладывает вопрос рейдерского захвата на рассмотрение арбитражного суда, полагая тем самым, что арбитражный суд решит все вопросы. Значительный массив в судебной практике всех арбитражных судов занимают споры, связанные с оспариванием решений общих собраний участниками общества, а также с оспариванием сделок, совершенных обществом. Обычно такие споры являются проявлением следующей ситуации: между участниками общества существует конфликт, причиной которого является намерение некоторых недобросовестных участников единолично, без учета и вопреки интересам других участников общества, воспользоваться имущественными активами общества либо на невыгодных для общества условиях передать право собственности на активы "своему" лицу. Зачастую защита интересов добросовестных участников общества затруднена, а предусмотрительные злоумышленники остаются безнаказанными по причине несовершенства механизма правового регулирования. На мой взгляд, действующее законодательство содержит и другие пробелы, которые активно используются рейдерами при противоправном завладении имущественными активами в арбитражном процессе.

Действующее законодательство не предусматривает какого-либо способа удостоверения подлинности подписи участника общества на протоколе общего собрания, а также не обязывает органы, осуществляющие ведение государственных реестров, требовать у заявителей и сохранять их подлинники, что в некоторых случаях приводит к фальсификации подписи участников на протоколе, осуществлению захватчиками необходимых действий на его основании. С целью захвата имущества рейдеры, имеющие полномочия исполнительного органа, совершают сделки по отчуждению имущества по заниженной цене либо иные экономически нецелесообразные сделки, действительной целью которых является отчуждение имущества у общества, между участниками которого возник конфликт, при этом в некоторых случаях фальсифицируется решение общего собрания участников общества, которым якобы была одобрена такая сделка.

Участники общества, подписи которых в протоколе сфальсифицированы, испытывают серьезные затруднения в доказывании факта подделки, поскольку, как известно, экспертиза подлинности подписи по копии документа не проводится, а сфальсифицированный подлинник уже не существует. Сложившаяся ситуация требует внесения дополнений и изменений в законодательство: необходимо установить презумпцию недействительности оспариваемого участником решения общего собрания общества; законодательно предусмотреть обязанность нотариального удостоверения подписей участников общества по ряду важнейших вопросов, в частности - по вопросам избрания единоличного исполнительного органа общества, реорганизации/ликвидации общества, совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Классифицируя способы достижения контроля над объектом рейдерского захвата, можно выделить корпоративные, судебные, административные и силовые действия.

К корпоративным способам проведения захвата относятся: выпуск дополнительных акций, распределяемых исключительно среди своих акционеров; создание параллельных органов управления обществом; манипуляции с реестром акционеров общества или создание второго или третьего реестра акционеров; обременение имущества общества. Руководству субъекта предпринимательской деятельности необходимо бдительно следить за внешними и внутренними угрозами, чтобы не допустить предбанкротного и банкротного состояния, а также вовремя предотвратить ситуацию недружественного поглощения.

В ходе рейдерских захватов используют гражданско-правовые механизмы, в частности применяются последствия недействительности сделок. При определенных условиях такие сделки порождают различные негативные последствия:  лишения материально-технической и производственной базы бизнеса, лишения фирмы возможности заниматься уставной деятельностью, передача арендованного предприятием государственного и муниципального имущества другим заинтересованным лицам, препятствия выкупа государственного и муниципального имущества добросовестным арендатором. Таким образом, последствия недействительности сделок - это: двусторонняя реституция, односторонняя реституция и конфискация - не обеспечивают гражданско-правовой защиты предприятия, находящегося в зоне рейдерской атаки. И хотя, к отношениям по недействительным сделкам  могут быть применены нормы о неосновательном обогащении, может быть предусмотрена обязанность виновного возместить реальный ущерб, причиненный потерпевшему совершением недействительной сделки, в целом положение фирмы в гражданско-правовом поле остается незащищенным. В этой ситуации правоохранительные органы ошибочно полагают, что это сфера гражданских правоотношений и не вмешиваются в случаях явного самоуправства.

Рейдерский захват невозможен без проведения арбитражных судебных процедур в отношении хозяйствующего субъекта, ее крупных акционеров и руководства. Практика показывает, что решения арбитражных судов принимаются ранее расследований по уголовным делам, имущество  безвозвратно передаются рейдерам, а после вынесения приговора возврат бизнеса практически невозможен. Арест активов предприятия производится крайне редко, с опозданием, что позволяет передать имущество в третьи и четвертые руки, во вновь образованные подконтрольные рейдерам предприятия либо уничтожить.

Рассматривая проект закона «О полиции» следует отметить, что проект не решает вопросы совершенствования правовой системы в противодействии и расследовании рейдерским захватам бизнеса:

Во-первых, проект предполагает наличие в структуре полиции следственного органа, который в основном, занимается вопросами расследования экономических преступлений.

Во-вторых, проект не учитывает особенности подследственности дел рейдерских захватов, оставляя прежнюю систему расследования.

В-третьих, проект не учитывает место полиции в системе правоохранительных органов.

В-четвертых, проект не учитывает специфики расследования многосоставных, сложных преступлений совместно следственным органом полиции и следственным комитетом при прокуратуре

В целом, совершенствование правовой системы и законодательства в области противодействия рейдерству требует комплексного планирования законотворческих работ, одномоментного внесения изменений и дополнений в уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский, арбитражно-процессуальный кодексы РФ, а также совершенствование системы правоохранительных органов, органов государственного управления и мер по борьбе с коррупцией.

 

Андреева, Л.А. Совершенствование правовой системы в условиях рейдерства [Текст] / Л.А.Андреева // Таможенные чтения - 2010. Правовая система современной России: состояние, тенденции развития : Сб.матер. межвузовской научно-практической конференции /под ред А.Н.Мячина и др.], апрель 2010. - СПб.: Санкт-Петербургский филиал имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2010. - С.174-178. - [Электронный ресурс] - http:/www.spbrca.ru - Тираж 150 экз.