173007 г. Великий Новгород

Телефон: +7 (921) 201-30-40

E-mail: ala56@list.ruandreeva56@mail.ru

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

​​​​© 2017 Любовь Андреева. 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
 В УСЛОВИЯХ РЕЙДЕРСТВА.

Л.А.Андреева,

кандидат юридических наук, старший преподаватель Новгородского

филиала негосударственного аккредитованного частного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

Рейдерство представляет собой противоправный захват бизнеса.  Если говорить о причинах, породивших рейдерство, то это, прежде всего, несовершенство действующего законодательства и правовой системы, коррупция во властных органах. Обычно, если встречались случаи захвата отдельных предприятий, то в настоящее время действия рейдеров распространились на отдельные группы предприятий, на предприятия, связанные технологической цепочкой либо не связанные между собой, принадлежащие одной группе собственников. Поэтому квалификация рейдерского захвата, как захвата предприятия, становится частным примером, а наиболее общим, охватывающим данное противоправное деяние, является противоправный захват бизнеса.

Наиболее опасны системные рейдеры, поскольку они находятся под покровительством коррумпированных представителей правоохранительных органов, местных и федеральных властей. Практика смены руководства региональных органов исполнительной власти, назначение губернаторов способствуют вхождению в регион системных рейдеров под прикрытием «борьбы с местным криминалом» либо «размещения инвестиционных проектов». Установление «новых» отношений между органами государственной власти и местного самоуправления также приводят к установлению коррумпированных отношений. Следует ожидать, что за избранием «лояльных» руководителей исполнительной власти придут рейдеры, использующие совсем не правовые методы «отбора» бизнеса. В 1990-х годах процветали силовые способы захватов, когда вооруженные боевики устраняли или запугивали владельцев, а администрацию и работников выбрасывали с мест работы с помощью грубой силы. Сейчас в ходу все более изощренные способы, но, прежде всего использование недостатков законодательства и правовой системы. Причем, если раньше жертвами становился в основном крупный бизнес, расположенные в центре России, то сейчас рейдеры устремились в регионы. Рейдерство неразрывно связано с коррупцией. В рамках этого происходит "захват бизнеса" с использованием властных полномочий для обеспечения теневого контроля отдельных групп над целыми отраслями или даже над экономикой региона в целом. Наметилась тенденция захвата рейдерами непрофильного бизнеса, который понадобиться не как работающее предприятие, а занимаемое здание или земельный участок. В подобном случае наблюдается согласованность и одновременность действий госструктур, органов местного самоуправления, предполагаемых собственников или арендаторов здания или земельного участка.

Главой 22 УК РФ определены виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности. Исследовав состояние законодательства, считаю возможным выделить рейдерство,  как отдельный вид уголовно наказуемого деяния, создав отдельную статью УК РФ «Рейдерство», определив понятие, как противоправный захват бизнеса, выделив четыре части в проектируемой статье: захват предприятия, как объекта собственности, акций, сменой руководства; захват бизнеса (группы предприятий, составляющих единую технологическую цепочку либо группы предприятий, объединенных единой сетью); захват бизнеса группой лиц, с участием должностных лиц, использующих свое должностное положение; захват бизнеса в особо крупном размере, сопровождающееся убийством, тяжкими телесными повреждениями. Необходимо квалифицировать «рейдерство» исключительно как преступление, совершенное группой лиц.

Данная новая статья УК позволит отграничить это противоправное деяние от других преступлений в области экономики.

К вопросу о совершенствовании правовой системы относится вопрос объединения всех следственных служб в единый следственный орган, который смог бы оперативно расследовать уголовные дела о рейдерском захвате бизнеса. Практика показывает, что система расследования уголовных дел, связанных с захватом бизнеса не может быть эффективной в связи с  расследованием по отдельным составам. Объединение дел в одно производство занимает годы, неэффективно, создание единой следственной группы не обеспечивает эффективного расследования, ведет к бюрократической волоките, истекают сроки расследования, утрачивается наличие единого умысла и групповой характер преступления.

С целью захвата имущества рейдеры, имеющие полномочия исполнительного органа, совершают сделки по отчуждению имущества по заниженной цене либо иные экономически нецелесообразные сделки, действительной целью которых является отчуждение имущества у общества, между участниками которого возник конфликт, при этом в некоторых случаях фальсифицируется решение общего собрания участников общества, которым якобы была одобрена такая сделка. Указанные обстоятельства делают абсолютно беззащитным практически каждого участника любого общества, перед угрозой злоупотреблений со стороны желающих присвоить имущественные активы, ему принадлежащие. Сложившаяся ситуация требует от законодателя принятия изменений и дополнений правовых актов:

необходимо установить презумпцию недействительности оспариваемого участником решения общего собрания общества, которую общество или иные заинтересованные лица обязаны опровергнуть путем представления доказательств проведения собрания и принятия на нем соответствующего решения;

законодательно предусмотреть обязанность нотариального удостоверения подписей участников общества по ряду важнейших вопросов, в частности - по вопросам избрания единоличного исполнительного органа общества, реорганизации/ликвидации общества, совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

предусмотреть обязательное предоставление подлинника протокола общего собрания в орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра юридических лиц, для внесения изменений в сведениях об обществе;

предусмотреть обязанность регистрирующих органов сохранять подлинники протоколов в регистрационном деле.

Классифицируя способы достижения контроля над объектом рейдерского захвата, можно выделить корпоративные, судебные, административные и силовые действия.

К корпоративным способам проведения захвата относятся: выпуск дополнительных акций, распределяемых исключительно среди своих акционеров; создание параллельных органов управления обществом; манипуляции с реестром акционеров общества или создание второго или третьего реестра акционеров; обременение имущества общества (например, обременение имущества по средствам залога, долгосрочной аренды с дальнейшей государственной регистрацией такого обременения и т.п.).

Рейдерский захват невозможен без проведения судебных процедур в отношении хозяйствующего субъекта, ее крупных акционеров и руководства, активно используя недобросовестных представителей судебной власти, применяют следующие меры: наложение арестов на акции, принадлежащие другим акционерам общества, его руководству; судебные предписания в отношении регистратора, осуществляющего ведение реестра акционеров общества; в рамках трудовых споров выдаются запреты на исполнение обязанностей руководителя общества, а также указания о допуске вновь созданных органов управления на территорию предприятия; признание недействительными решений общих собраний акционеров или решений органов управления поглощаемого общества; наложение судебных арестов на имущество и денежные средства на финансовых счетах общества.

Среди причин, потенциально способствующих рейдерскому захвату, можно назвать следующие: незаконное присвоение акций миноритарных акционеров; внутренние хищения и «откаты»; заключение непрозрачных договоров; уход от налогов; противозаконное приобретение базовой собственности;  невыплаты зарплаты; вывод и обременение активов на аффилированные структуры;  невозврат кредитов; обман партнеров и поставщиков и прочие. Рейдерами на сегодняшний день могут быть: лица, обладающие административным (властным) ресурсом; крупные финансово-промышленные группы; мелкие и средние рейд-команды (наемники); менеджмент предприятий. Объектами рейда зачастую являются активы, для использования которых необходимо легализовать свои права на них. Такими активами являются недвижимость; ценные бумаги; права требования; интеллектуальные права; иное имущество, для пользования и распоряжения которым рейдерам требуется узаконить владение ими, чтобы свободно ввести его в гражданский оборот и получить свою прибыль.

Для предотвращения рейдерских захватов необходимо внимательное изучение предпосылок и причин захватов и недружественных поглощений, а также способов, которыми действуют рейдеры. Системное противодействие рейду возможно только при параллельной реализации действий по следующим направлениям: необходимо законодательно закрепить понятие рейдерства и дать его правовую оценку как преступления и инструмента нецивилизованного передела собственности; кроме того, на законодательном уровне необходимо закреплять инструменты для цивилизованного передела собственности, снижать конфликтоемкость корпоративных отношений, не допустить предбанкротного и банкротного состояния, внести изменения в уголовное, гражданское и арбитражное законодательство, систему органов предварительного следствия и сроки рассмотрения дел в суде.

Андреева, Л.А. Совершенствование правовой системы в условиях рейдерства [Текст] / Л.А.Андреева // Таможенные чтения - 2010. Правовая система современной России: состояние, тенденции развития : Сб.матер. межвузовской научно-практической конференции /под ред А.Н.Мячина и др.], апрель 2010. - СПб.: Санкт-Петербургский филиал имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2010. - С.174-178. - [Электронный ресурс] - http:/www.spbrca.ru