173007 г. Великий Новгород

Телефон: +7 (921) 201-30-40

E-mail: ala56@list.ruandreeva56@mail.ru

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

​​​​© 2017 Любовь Андреева. 

Главе Администрации

Крестецкого муниципального района

Новгородской области

Яковлеву Сергею Анатольевичу

  

175460 п.Крестцы

 Новгородской области

Советская площадь д.1

от 07.09.2011 г.

г.Великий Новгород

  

  

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  

по проверке на коррупциогенность

Постановления Администрации Крестецкого муниципального района

 Новгородской области от 30.08.2010 № 795

«О предоставлении земельного участка»

  

Экспертиза Постановления Администрации Крестецкого муниципального района Новгородской области от 30.08.2010 № 795 «О предоставлении земельного участка» проведена на основании Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также Правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96, в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

 

Сведения об аккредитации лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность: экспертиза проведена Андреевой Любовью Александровной, аккредитованной в качестве независимого эксперта, уполномоченной на проведение экспертизы на коррупциогенность распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2010 № 6333-р, имеющей свидетельство об аккредитации Министерства Юстиции РФ от 18.08.2010 г. № 887, по заявлению от 31.08.2011 г. Коноплина В.А., члена союза журналистов. 

Сайт http://expert-andreeva.ru/

Адрес электронной почты Е-mail: andreeva56@mail.ru.

 

         Объект экспертизы: Постановление Администрации Крестецкого муниципального района Новгородской области от 30.08.2010 № 795 «О предоставлении земельного участка»

  

         Задача экспертизы: проверка на коррупциогенность положений Постановления Администрации Крестецкого муниципального района Новгородской области от 30.08.2010 № 795 «О предоставлении земельного участка» (далее - Постановление).

 

Метод проведения экспертизы: в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 г. № 196).

 

По результатам экспертизы оформлено заключение в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 18.05.2009 № 136 «Об организации работы по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Методология экспертизы включала аналитические процедуры, предусмотренные частью второй статьи 1 и пунктом 2 части статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в их нормативном единстве с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96.

 

     При проведении экспертизы использовались следующие документы:

1.      Земельный Кодекс Российской Федерации

2.      Федеральный закон от 19.12.2008г. № 273 "О противодействии коррупции";

3.      Федеральный закон от 17.07.2009г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

4.      Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

5.      Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

6.      Закон Новгородской области от 29.04.2002 № 39-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области»

7.      Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Крестецкого муниципального района, утвержденное решением Думы Крестецкого муниципального района от 19.05.2008 № 324

8.      Постановление Администрации Крестецкого муниципального района Новгородской области от 30.08.2010 № 795 «О предоставлении земельного участка»

         Источник получения документов: справочно-правовая система «Консультант Плюс», Постановление от 30.08.2010 № 795 на бумажном носителе.

 

1. В результате экспертизы установлено, что в пунктах 2 и 3 Постановления установлены завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права. Требования к физическому лицу гражданину Сурину Сергею Михайловичу выражены в требовании к нему заключения с Администрацией муниципального района договора аренды земельного участка и обеспечении государственной регистрации договора аренды земельного участка. Эти условия (требования), необходимые для реализации субъектом своего права либо исполнения обязанности обременительны настолько, что превышают уровень разумного. Так как, согласно Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Крестецкого муниципального района уполномоченным органом местного самоуправления на распоряжение земельными участками при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков является Администрация Крестецкого муниципального района. Функции по реализации Администрацией района полномочий по распоряжению земельными участками на территории района выполняет комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации района (далее - КУМИ), в том числе КУМИ рассматривает заявления по вопросам: предоставления земельного участка по договору аренды для целей, не связанных со строительством, участия в торгах по продаже земельных участков и права на заключение договора аренды земельных участков. КУМИ готовит соответствующие проекты постановлений Администрации района и договоров для оформления права на земельный участок в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, фактор завышения требований к гражданину Сурину Сергею Михайловичу, прямо способствует коррупции. Коррупциогенный фактор проявляется при реализации разрешительных и регистрационных полномочий неуполномоченным лицом.

         2. В результате экспертизы установлено, что в констатирующей части Постановления содержится  коррупциогенный фактор, предусмотренный Методикой  антикоррупционной экспертизы. В констатирующей части отсутствует указание на осуществление отдельных видов полномочий (в частности, разрешительных) предполагает присутствие нескольких граждан или юридических лиц, претендующих на предоставление конкретного права (аренды земельного участка). Для преодоления опасных тенденций в муниципальном управлении необходимо применение гражданско-правового института: аукциона, конкурса, которые в муниципальном управлении предполагают открытыми, то есть принять в них участие может любое лицо. Их отличают такие признаки, как особая процедура подготовки и проведения (заблаговременное извещение о проведении, специальный порядок проведения), выбор победителя по заранее установленному критерию (максимальная цена или лучшие условия), гласность и публикация итогов, коллегиальное решение вопросов - конкурсной комиссией. В соответствии со статьей 2 областного закона № 39-ОЗ от 29.04.2002 правомочия собственника земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Новгородской области. В качестве продавца и организатора торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти области или орган местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков. Согласно Положения о порядке предоставления земельных участков на территории района, после получения пакета документов КУМИ готовит проект постановления Администрации района о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды. В течение семи дней после принятия решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка КУМИ опубликовывает извещение о проведении торгов в средствах массовой информации не менее чем за 30 дней до их проведения.

3. В результате экспертизы установлено, что в пункте 1 Постановления содержатся  коррупциогенные факторы. Коррупциогенность повышается, если перечень оснований для предоставления земельного участка содержит «неопределенность» наименования объектов таких как «база отдыха», отсутствуют квалификационные и регистрационные признаки принадлежности данного нежилого строения или группы нежилых строений, принадлежащих физическому лицу гражданину Сурину Сергею Михайловичу. Не соответствуют цели аренды земельного участка, находящегося в собственности физического лица гражданина Сурина Сергея Михайловича и указание цели аренды земельного участка «для содержания базы отдыха». Отсутствуют также кадастровые номера нежилого строения (нежилые строения), за которым на 20 лет закрепляется право аренды земельного участка. Таким образом, в пункте 1 содержатся "размытые", субъективно-оценочные основания предоставления в аренду земельного участка.

4. В результате экспертизы установлено, что в пункте 1 Постановления содержатся  коррупциогенные факторы, требующие оценки правомерность предоставления физическому лицу гражданину Сурину Сергею Михайловичу земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и правомерность нахождения данной категории земель в составе и распоряжении Администрации Крестецкого муниципального района Новгородской области. В пункте 1 сведения представлены не в полном объеме, не указана принадлежность данного участка в категории земель - к землям, находящимся в муниципальной собственности района либо к землям с неразграниченным правом собственности).

5.В результате экспертизы установлено, что в Постановлении отсутствуют нормы контроля, в том числе за муниципальными органами и муниципальными служащими.

 

Таким образом, в констатирующей части, частях 1,2,3 Постановления Администрации Крестецкого муниципального района Новгородской области от 30.08.2010 № 795 «О предоставлении земельного участка»:

отсутствуют основания и данные о процедуре предоставления физическому лицу гражданину Сурину Сергею Михайловичу земельного участка, а также последующих процессуальных действий КУМИ, уполномоченного осуществлять процедуру по выделению земельного участка, отсутствие административных процедур;

в пункте 2 и 3 завышенные требования к физическому лицу Сурину Сергею Михайловичу по заключению договора аренды земельного участка, а также отсутствие требований к органу либо должностному лицу, уполномоченному на заключение договора и регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним;

в пункте 1 отсутствует указание на принадлежность данного выделяемого участка  собственнику - Крестецкому муниципальному району, а также указанные обременения по данному земельному участку;

в пункте 1 отсутствуют указания на род и категорию нежилого строения, «размыты» цели предоставления земельного участка, отсутствуют кадастровые сведения о кадастровом номере нежилого (нежилых) строения (строений) базы отдыха, являющихся собственностью физического лица гражданина Сурина Сергея Михайловича;

в постановлении отсутствует пункт контроля за органами и муниципальными служащими, которые должны исполнять свои должностные обязанности и руководствоваться нормативными актами.

В наименовании Постановления не указываются содержательные значения принятого акта, а именно, что земельный участок предоставляется в аренду, кому предоставляется в аренду - гражданину Сурину Сергею Михайловичу.

           Способы устранения коррупциогенных факторов. Руководствуясь Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003, Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предлагаю для устранения коррупциогенных факторов предусмотренных Методикой антикоррупционной экспертизы - Постановление Администрации Крестецкого муниципального района Новгородской области от 30.08.2010 № 795 «О предоставлении земельного участка» в целом изложить в новой редакции в соответствии с законодательством Российской Федерации:

 

1.      В констатирующей части указать процедуры, необходимые для предоставления в аренду данного земельного участка.

2.      В пункте 1 указать собственника земельного участка с кадастровым номером, кадастровый номер нежилого строения, принадлежащего физическому лицу Сурину Сергею Михайловичу и данные о правах на недвижимое имущество, принадлежащее гражданину Сурину Сергею Михайловичу.

3.      В пункте 1 указать цели аренды данного земельного участка гражданином Суриным Сергеем Михайловичем.

4.      В пункте 2 определить надлежащим органом КУМИ для подготовки проекта и заключения договора аренды земельного участка.

5.      В пункте 2 определить надлежащим органом КУМИ по обеспечению государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним.

6.      Решающую часть постановления дополнить пунктом 4 контроля за уполномоченными органами и муниципальными служащими.

7.      Наименование Постановления и его соответствие содержанию правового акта.

«О предоставлении в аренду земельного участка Сурину С.М.».

 

Аккредитованный в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2010 № 6333-р, имеющим свидетельство об аккредитации Министерства юстиции РФ от 18.08.2010 г. № 887