173007 г. Великий Новгород

Телефон: +7 (921) 201-30-40

E-mail: ala56@list.ruandreeva56@mail.ru

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

​​​​© 2017 Любовь Андреева. 

КОРРУПЦИЯ И РЕЙДЕРСТВО (УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

Л.А.Андреева

Филиал Российского Государственного Гуманитарного Университета

в г.Великий Новгород

 

Статья посвящена коррупционным и рейдерским преступлениям в российском уголовном праве. Показаны основные критерии уголовно-правового анализа коррупции и рейдерства,  уголовно-правовых составов преступлений и норм. Пути устранения криминологических  факторов в процессе противодействия коррупции и рейдерству.

 Ключевые слова: коррупция, рейдерство, состав преступления, должностное преступление, уголовное законодательство

Коррупция и рейдерство являются выраженными и устойчивыми явлениями в экономической сфере, направленными на организацию и совершение преступных посягательств на экономический порядок и государственность. В условиях новых экономических отношений происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности деяний на всех уровнях власти. Многие виды коррупционных проявлений относятся к категории должностных преступлений, главным стимулом которых является возможность получения экономической выгоды, связанной с использованием властных полномочий. Исходя из анализа норм международного права и результатов научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции: взяточничество (или подкуп); злоупотребление служебным положением; злоупотребление влиянием; легализация имущества, приобретенного преступным путем (отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией); незаконное участие в предпринимательской деятельности и т.д. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса, происходит непосредственное взаимодействие служащего и предпринимателя.

 Наиболее многочисленными нарушениями, допускаемыми коррупционерами в сфере хозяйствования, являются те, которые связаны с ненадлежащим исполнением законодательства контролирующими органами, созданием различных административных барьеров предпринима­тельству, вымогательством взяток, неправомерным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам, нарушениями законодательства при государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и их лицензировании, прямым и косвенным воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности.

Другим  противоправным явлением является рейдерство - противоправный захват бизнеса. Коррупция и рейдерство тесно взаимосвязаны между собой. Коррупция, как правовое явление, содействует рейдерству, в ходе захвата бизнеса, способствует преступным действиям, а также создает предпосылки для нарушений законодательства, скрывает факты рейдерства, либо тормозит ход расследования рейдерских захватов.

В условиях масштабного кризиса, охватившего государство, проблема коррупции и рейдерства приняла новые масштабы и формы, действия коррупционеров многообразны, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности чиновников.[1] Криминологическая модель воспрепятствования законной предпринимательской деятельности может быть рассмотрена в рамках рейдерства. Способ воспрепятствования должностным лицом законной предпринимательской деятельности может быть одним из способов подготовки осуществления рейдерской атаки и обусловлен мотивом ее совершения. Это дает основание включать в разработку методики расследования воспрепятствования законному предпринимательству версии о соучастии должностного лица в совершении рейдерства. Наличие коррупционных связей делает возможным осуществление криминальных захватов предприятий, затенения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, и иных преступных операций в сфере бизнеса. Уровень коррупции и криминальных захватов - взаимосвязанные явления, отражающие степень возможного воспрепятствования законной деятельности бизнесмена. В настоящее время рейдерство, как вид преступной деятельности, носит организованный групповой характер, с привлечением административных и силовых ресурсов и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности. Полагаю, что ошибочно утверждение, что понятие «рейдерство» не имеет самостоятельного состава преступления, а может быть рассмотрено в совокупности с различными составами УК РФ. Рейдеры находятся под покровительством коррумпированных представителей правоохранительных органов, местных и федеральных властей. Методы, или меры по противодействию коррупции, в основном носят криминологический характер, в том числе меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки отдельным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, с предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться служащий.  Однако, ужесточение ответственности коррупционеров может привести и к обратному процессу роста коррупции, так как происходит подмена объекта криминологического воздействия, а в рамках данных мер с коррупцией среди государственного аппарата борются исключительно представители этого аппарата, что нередко перерастает в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг. К мерам превентивного характера относится обеспечение независимости и эффективности судебной власти; обязанность служащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов; гарантирование свободы информации; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; достойная оплата труда служащих; децентрализация власти; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; совершенствование законодательства и администрирования, проведение экспертиз на коррупциогенность проектов и действующих правовых актов. Таким образом, если рейдерский захват представляет собой отдельный состав преступления, то коррупционные преступления имеют только криминологический признак коррупциогенности, могут корреспондировать с административной и дисциплинарной ответственностью чиновников, шире распространены в экономике и общественных отношениях. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [10] определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Помимо федерального закона о противодействии коррупции на федеральном уровне правовую основу составляют и другие федеральные законы, обеспечивающие прохождение государственной и муниципальной службы, ответственность служащего[11]. Мероприятия по обеспечению прозрачности проведения процедур, связанных с подрядами, тендерами, аукционами, торгами и проверка правильности выдачи разрешений, согласований напрямую связана с рейдерством. Особое значение имеет Закон о противодействии коррупции[10], устанавливающий обязанность служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.  Невыполнение служащим должностной (служебной) такой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом,  служащий, участвующий в коррупционных правонарушениях, может стать субъектом рейдерского захвата бизнеса, организатором либо пособником в преступной группе, будет привлечен к ответственности в соответствии с УК РФ.

 Рейдерство - это проблема, с которой необходимо целенаправленно и последовательно бороться, в отношении которой требуется разработать эффективный механизм противодействия. Квалифицирующие признаки других преступлений далеко не всегда могут быть применены для случаев захвата бизнеса, поскольку основной объект, на который посягают рейдеры, не в полной мере соответствует понятию «имущественный» или «производственный комплекс». В действиях рейдера, как правило, отсутствует прямой либо косвенный обман бывшего собственника бизнеса, либо только действия направленные на завладение активами, акциями, учредительными документами фирмы. Однако, большинство рейдерских «методик» в настоящее время пытаются классифицировать действующими статьями Уголовного кодекса РФ. В уголовном законодательстве существуют как минимум 22 статьи[7], которые составляют недостаточно полную правовую базу, чтобы успешно противостоять рейдерским захватам либо их затруднить[4]. В основном рейдерские преступления квалифицируются по совокупности ст.ст.137,138, 159, 163, 170, 179, 183, 195, 196, 197, 199, 201, 285, 286, 290, 291, 292, 293, 294, 303, 327 и 330 УК РФ. Признаки коррупционных и рейдерских преступлений указывают как на близость правовых явлений, так и их различие, в общей сложности совпадает только 10 составов УК РФ.

Возможным решением проблемы по борьбе с рейдерством было бы принятие федерального межотраслевого закона по борьбе с рейдерством. Он должен в большей степени касаться тех сфер законодательства, где борьба с рейдерством до настоящего времени не принимала активного характера, а также выработке основного понятийного аппарата, определяющего данное преступление.

Эволюция преступности является зеркальным отражением изменений в экономических, социально-политических отношениях в обществе, что неуклонно требует совершенствования уголовного законодательства. Таким образом, уголовно-правовая политика в борьбе с рейдерством, на первом этапе, заключается в определении квалифицирующих признаков «способствующих рейдерскому захвату», внесения изменений в действующий УК РФ, возможно с параллельной разработкой федерального межотраслевого закона «О рейдерстве», а на втором этапе,  принятие антирейдерской нормы, включив отдельную статью в главу 22 УК РФ[7], в области противодействия коррупции - реализация норм федерального законодательства и включение квалифицирующего коррупционного признака в особенную часть УК РФ.

До настоящего времени российским законодателем не раскрыто понятие «коррупционные преступления». Нет разъяснения по этому вопросу ни в Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[10], ни в Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденными Указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 4602[8]. В Федеральном законе «О противодействии коррупции» определены деяния, относимые к коррупционным: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ч. 1 ст. 1).[10] В перечне явно усматриваются преступления, предусмотренные ст.ст. 201, 204, 285, 290 и 291 УК РФ, однако не раскрыто «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения».

Б.В. Волженкин отмечает, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Б.В. Волженкин к коррупционным преступлениям отнес[2] следующие преступления ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, 285, 289, 290, 291, 292, 169, 178, 201, 204, 184 УК РФ, тем самым к рассматриваемым преступлениям отнесено 13 составов. Как видно из перечня, к коррупционным отнесены преступления и против собственности, и в сфере экономической деятельности, и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В связи с чем, не совсем ясна избирательность деяний. В.А. Григорьев и В.В. Дорошин указывали, что в перечень коррупционных преступлений возможно включить 80 составов преступлений, однако, указав, что к этой категории общественно опасные деяния могут быть отнесены при определенных условиях[4].

В Проекте федерального закона «Основы антикоррупционной политики», коррупционные преступления разбиты на три группы:[4]  коррупционные преступления в форме подкупа (п.п. «а» и «б» ч. 2 ст. 141, 184, 204, 210, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174, ч. 2 и п. «а» ч. 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291, 290, 304, ч. 1 и 4 ст. 309 УК РФ); иные коррупционные преступления (ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, 164, 170, п. «б» ч. 3 ст. 188, 201, 202, 203, 210, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174, чч. 2 и 3 ст. 285, чч. 2 и 3 ст. 286, ч. 3 ст. 287, п. «в» ч. 2 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «в» ч. 2 ст. 229, 285, 286, 288, 289, 292 УК РФ); преступления, связанные с коррупционными ст.ст. 174, 175, 316 УК РФ. В данном перечне среди коррупционных преступлений в форме подкупа нет деяния, предусмотренного ст. 291 УК РФ (дача взятки). В иных коррупционных преступлениях - не все деяния, предусмотренные в УК РФ, совершаемые с использованием своего служебного положения, возможно, расширить перечень деяний, связанных с коррупционными. Вместе с тем, включение в этот список организации или участия в преступном сообществе (преступной организации) (ст. 210 УК РФ) с указанием конкретных целей их организации не соответствует смыслу понятия коррупции.

Попытки определения перечня коррупционных преступлений предпринимают правоохранительные органы. Например, Следственным Комитетом при МВД РФ в перечень включены преступления коррупционной направленности (ч. 3 ст. 160, 201, 204, 285, 285.1, 285.2, 286, 290, 291, 292 УК РФ), всего 10 составов преступлений.

Межведомственное Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией (25 апреля 2007 г., г. Астана) сторонами была принята договоренность считать коррупционными следующие деяния[3], которые в УК РФ предусмотрены соответственно ст.ст. 290, 291, 285, 292, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ, всего 6 составов преступлений.

В совместном Указании Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности»[9] преступления коррупционной направленности дифференцированы на три группы:

1) преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий (ст.ст. 141, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, 204, 289, 290, 291 УК РФ);

2) преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий: относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности (ст.ст.174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210УК РФ); относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности (ст.ст.294,295,296, 302, 307, 309 УК РФ); относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом ( п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст.ст. 170,201,202, 285, 285.1, 285.2, 286, 292, 305 УК РФ); относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. 4 ст. 188, п. «в» ч. 3 ст. 226, ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ); относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом ( ч.ч. 3 и 4 ст. 183, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ); относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения ( ч.ч. 3 и 4 ст. 159, ч.ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ);

3) преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, незаконного представления такой выгоды (ст.ст.159, 169, 178, 179 УК РФ). Всего 40 составов преступлений.

В приказе Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ»[5] к преступлениям коррупционной направленности отнесены ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч.ч. 3 и 4 ст. 160, 169, 170, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174.1, ч.ч. 2 и 3 ст. 178, 183, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 188, 201, 202, 204, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 2 ст. 260, 285, 285.1, 285.2, 286, 288, 289, 290, 291, 292, 293, ч. 3 ст. 294, 304, 305, ч. 1 ст. 309 УК РФ. Всего 29 составов, представляемых почти все родовые объекты российского уголовного законодательства. Представляет интерес отнесение преступлений к коррупционным  судебными органами. В приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности»[6] к ним отнесены п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 145.1, п. «г» ч. 3 ст. 146, ч.ч. 3 и 4 ст. 159, ч.ч. 3 и 4 ст. 160, 170, 174, 174.1, ч. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176, 177, ч.ч. 2 и 3 ст. 178, ч.ч. 3 и 4 ст. 183, 184, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 188, ч.ч. 2 и 3 ст. 189, 193, 201, 202, 204, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ; совершенные лицом с использованием своего служебного положения ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, 285, 285.1, 285.2, 286 (кроме п. «а», «б» ч. 3 - совершены с применением насилия или с угрозой его применения, оружия или специальных средств), 289, 290, 291, 292, 294, 295, 296, 299, 300, 301, 302, ч.ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ; по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия ст. 309 УК РФ. Всего 42 состава, охватывающих весь объектный спектр Особенной части УК РФ.

Таким образом, как на теоретическом уровне, так и на практике отсутствует единое мнение о преступлениях, относимых к коррупционным. Большинство специалистов под коррупционными преступлениями понимаются все должностные или служебные преступления, отсутствует четкое объектное отнесение преступлений к коррупционным, не определен круг субъектов коррупционных преступлений, так как большинством исследователей под ним понимается только государственный или муниципальный служащий.

Автор полагает, что к коррупционным преступлениям следует отнести только общественно опасные деяния, внести квалифицирующий признак коррупционного преступления в УК РФ; субъектом коррупционных преступлений должно быть определено любое публичное лицо, использующее свой статус для противоправного получения выгоды (выборное должностное лицо, государственный и муниципальный служащий и т.д.); коррупционные преступления необходимо объединить, выделив их в отдельную главу Особенной части УК РФ, отграничив их от служебных преступлений.

К коррупционным преступлениям необходимо отнести п. «а» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ч. 1 ст. 183, 184, 204, 290, 291, ч. 1 ст. 309 УК РФ, дополнить Закон «О противодействии коррупции»[10] понятием «коррупционные преступления», с указанием их перечня, внести данное определение квалифицирующим признаком в УК РФ.

Совершенствование Уголовного Кодекса РФ, федерального законодательства по борьбе с коррупционными и рейдерскими преступлениями, установление и четкое определение перечня коррупционных преступлений и отдельной статьи УК РФ «Рейдерство» будет способствовать более успешному противодействию преступности и иным  общественно опасным деяниям в России.

Библиографический список

1. Андреева, Л.А. Рейдерство: понятие, сущность (теоретический аспект) [Текст] / Л.А.Андреева // Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по матер. Междунар. науч.-практ.конф., 24 мая 2010 г. / ред.кол.: А.А.Гребеньков (отв.ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курс, 2010. - С.124-128. - [Электронный ресурс] - http:/swsu.ru/stuuctura/up/uf/kup/konf 2010. sb.pdf

2. Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. - 156 с.

3. Заседание Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (25 апреля 2007 г., г. Астана, Республика Казахстан) // Прокурорская и следственная практика. - 2007. - № 1-2. - С. 41-49.

4. Пономорев П.Г. Уголовно-правовые проблемы противостояния коррупции. - М.: Бек, 2011. - 606 с.

5. Приказ Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» - [Электронный ресурс] - hyttp://www.durex-promo.ru

6. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности» - [Электронный ресурс] - hyttp://www.durex-promo.ru

7. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. 07.03.2011 г. № 26 - ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

8. Указ Президента РФ 4602 «Об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы» от 13.04.2010 г. № 4602 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1875.

9. Указание Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» - [Электронный ресурс] - hyttp://www.durex-promo.ru

10. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

11. Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.