173007 г. Великий Новгород

Телефон: +7 (921) 201-30-40

E-mail: ala56@list.ruandreeva56@mail.ru

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

​​​​© 2017 Любовь Андреева. 

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИ
КОРРУПЦИИ И РЕЙДЕРСТВУ

Л.А.Андреева,

кандидат юридических наук, старший преподаватель Новгородского

филиала негосударственного аккредитованного частного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

Статья посвящена вопросам подготовки и проведения антикоррупционной экспертизы в условиях противодействия коррупции и рейдерству. В ходе противодействия рейдерским захватам бизнеса «дружественными» органами власти принимаются нормативные правовые акты и иные акты,  имеющие коррупционный характер, требующие экспертизы на коррупциогенность.

Современная гуманитарная академия, город Великий Новгород

При переходе к рыночным отношениям происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности явлений. Коррупция - многосложное и многоаспектное явление общественной и государственной жизни, когда использование должностным лицом своих властныхполномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречит законодательству и моральным установкам. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его службы. Многие виды коррупционных проявлений относятся с категории должностных преступлений. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической выгоды, связанной с использованием властных полномочий. Коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Другим из противоправных явлений стало рейдерство - это всегда противоправный захват, ранее на практике встречались захваты отдельных предприятий, в настоящее время действия рейдеров распространились на отдельные группы предприятий (сети), на предприятия, связанные технологической цепочкой либо крупный бизнес. Квалификация рейдерского захвата, как захвата предприятия, становится частным примером, а наиболее общим, охватывающим данное противоправное явление, определяется, как противоправный захват бизнеса. Коррупция и рейдерство тесно взаимосвязаны между собой. Коррупция, как правовое явление, содействует рейдерству, в ходе захвата бизнеса способствует преступным действиям, а также создает предпосылки для нарушений законодательства, скрывающие факты рейдерства, либо тормозящими ход расследования рейдерских захватов. Наиболее многочисленными нарушениями, допускаемыми коррупционерами в сфере хозяйствования, являются те, которые связаны с ненадлежащим исполнением законодательства контролирующими органами, созданием различных административных барьеров предпринима­тельству, принятием коррупциогенных нормативных актов, неправомерным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам, нарушениями законодательства при государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и их лицензировании, прямым и косвенным воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности. Причины рейдерства лежат в структуре рыночных и административных отношений. Рейдерство в России имеет свою историю, и если в 1990-х годах процветали силовые способы захватов, когда вооруженные боевики устраняли или запугивали владельцев, а администрацию и работников выбрасывали с помощью грубой силы, сейчас в ходу все более изощренные способы, прежде всего использование недостатков законодательства, участие госструктур и различные комбинации всех этих методов. В условиях масштабного кризиса, охватившего государство, проблема коррупции и рейдерства приняла новые масштабы и формы, переоценка и падение определенных ценностей в обществе, слабость власти в центре и на местах, кадровая чехарда и неудачные реформы правоохранительной системы послужили причиной чрезвычайного роста данного вида коррупционных преступлений. Практика показывает, что цели рейдеров меняются, и завладение недвижимостью  не становится основной и конечной целью, а  действия коррупционеров многообразны в своих проявлениях, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности коррупционеров. Следовательно, коррупция это синтетическое понятие, одновременно и социальное и криминологическое явление, поэтому его рассматриваем не как конкретный состав преступления, а как совокупности родственных видов деяний против общества и государства. Наличие общественной опасности рейдерства представляет собой качественный признак преступления. Противоправность свидетельствует о том, что группа лиц, осуществляющих захват, нарушила запрет, содержащийся в уголовно-правовой норме. Исследовав состояние законодательства, представляется возможным выделить рейдерство как отдельный вид уголовно наказуемого деяния, создав отдельную статью УК РФ «Рейдерство», определив, как противоправный захват бизнеса, выделив четыре части в проектируемой статье: захват бизнеса, как объекта собственности, акций, сменой руководства предприятия; захват бизнеса (группы предприятий, составляющих единую технологическую цепочку либо группы предприятий, объединенных единой сетью); захват бизнеса группой лиц, с участием должностных лиц, использующих свое должностное положение; захват бизнеса в особо крупном размере, сопровождающееся убийством, тяжкими телесными повреждениями, «рейдерство»  преступление, совершенное группой лиц. Общественная опасность является объективным свойством рейдерства. Под наказуемостью как признаком преступления понимается возможность назначения наказания за совершенное преступление, следовательно, отрицая рейдерство как отдельное общественно опасное деяние, за которое возможно назначить наказание, данное преступление становится ненаказуемым, «размытым» в составе других экономических преступлений. Классифицируя рейдерство как преступление, следует определить, что оно представляет большую опасность. Общим основанием криминализации данного деяния является степень его общественной опасности, связанные с отрицательными последствиями развития рыночных отношений; с последствиями участия капиталов, имеющих криминальную природу и их отмыванием, в экономических отношениях; с отрицательными последствиями участия коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов в захвате бизнеса, изданием правовых актов в пользу рейдеров. Причины необходимости запрещения в уголовном законе и наказуемость рейдерства: убеждение в малоэффективности борьбы уголовно-правовыми средствами (отдельная подследственность); принципиальное изменение характера общественных отношений, ранее находившихся под охраной уголовного закона; произошли изменения представления о степени общественной опасности и изменения нравственной оценки рейдерства. Способ воспрепятствования должностным лицом законной предпринимательской деятельности может быть одним из способов подготовки осуществления рейдерской атаки и обусловлен мотивом его совершения. Это дает основание включать в разработку методики расследования воспрепятствования законному предпринимательству версии о соучастии должностного лица в совершении рейдерства и принятии им коррупциогенных правовых актов. Наличие коррупционных связей на различных уровнях власти делает возможным осуществление и криминальных захватов предприятий, и затенения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, и иных преступных операций в сфере бизнеса. Преступные поглощения предприятий является многоуровневой криминальной деятельностью, осуществление которой возможно при совершении целого ряда сопутствующих, не только экономических, но и других, в том числе и должностных, преступлений. Уровень коррупции и разгул криминальных захватов - взаимосвязанные явления, отражающие степень возможного воспрепятствования законной деятельности бизнесмена. В настоящее время рейдерство как вид преступной деятельности носит организованный групповой характер, совершается с использованием несовершенной законодательно-правовой базы, с коррупционным привлечением государственных, административных и силовых ресурсов и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности государства.

В ходе противодействия рейдерским захватам бизнеса «дружественными» органами власти принимаются нормативные правовые акты и иные акты,  имеющие коррупциогенный характер. В мероприятиях уголовно-правового и арбитражного судопроизводства оценка и анализ коррупциогенных нормативных актов не представляется возможным. Например, в ходе арбитражного процесса рейдеры предъявляют решения органов власти и местного самоуправления, которые носят коррупциогенный характер, но для признания их несоответствующими закону, либо недействительными необходимо отдельное обращение в арбитражный суд в порядке арбитражного производства по оспариванию нормативного акта того или иного органа. Арбитражный суд не принимает во внимание эти обстоятельства, наличие коррупциогенного нормативного акта, не приостанавливает дело о рейдерском захвате бизнеса, а в лучшем случае не основывается решение суда на данном правовом акте. Таким образом, решающие доказательства, которые могут быть оформлены в качестве коррупциогенной экспертизы правового акта,  выпадают из доказательной базы  рейдерского захвата либо отдельного уголовного или арбитражного процесса. Например, в следующих случаях:

Отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц - широта дискреционных полномочий. (Например, дублирование полномочий мэра города, председателя КУМИ, или профильного комитета по заключению договоров, полномочия губернатора региона и администрации региона при принятии решений, отсутствие сроков принимаемых решений и правомочность принятия решения, соглашения различных уровней и т.п.);

Диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций - что они имеют право, а какие действия совершать не вправе, вплоть до превышения должностных полномочий - определение компетенции по формуле «вправе»;

Коррупциогенное выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) (в частности регистрация недвижимости, лицензирование и т.п.);

Определение чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт и исказивших его до степени незаконности;Экспертиза на принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов (может быть рассмотрено и квалифицировано как сопутствующее преступление в процессе рейдерского захвата, либо как отдельное уголовное преступление в форме превышения должностным лицом своих полномочий);

Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательного делегирования соответствующих полномочий -установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона (может быть рассмотрено и квалифицировано как сопутствующее преступление в процессе рейдерского захвата, либо как отдельное уголовное преступление в форме превышения должностным лицом своих полномочий);

Экспертиза действия или бездействия должностных лиц, в том числе в отсутствие или неполноты административных процедур (в том числе при признании в судебном порядке бездействия должностных лиц органов госвласти, местного самоуправления и правоохранительных органов);

Заключения на правовые акты и иные акты отказа от конкурсных (аукционных) процедур;

Определение наличия завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (за исключением взятки);

Определение  злоупотребления правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций, приводящий к коррупции.

В ходе рейдерских захватов бизнеса используются следующие виды нормативных актов: соглашения между органами госвласти и местного самоуправления, соглашения между органами местного самоуправления, законы, постановления,  указы и распоряжения органов государственной власти, решения, приказы, распоряжения, протоколы, постановления органов местного самоуправления, распоряжения, приказы, протоколы хозяйствующих субъектов, соглашения между хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления, и государственной власти и другие документы, имеющие нормативный характер, устанавливающие определенные правила, либо действия должностных лиц в соответствии с их должностными полномочиями.

Антикоррупционная экспертиза не подменяет какую-либо другую экспертизу, в связи с чем установлена необходимость составления самостоятельного экспертного заключения на предмет наличия факторов, способствующих проявлениям коррупции, экспертная оценка решений и действий лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, в части соблюдения этики государственных и муниципальных служащих в целях выявления признаков конфликта интересов или проявлений коррупции и рейдерства. 

Андреева, Л.А. Антикоррупционная экспертиза как механизм противодействия коррупции и рейдерству [Текст] / Л.А.Андреева // Законность и правопорядок в современном обществе: Сб. матер.1 Международной  научно-практической конференции / под общ.ред С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. - С.336-341. - ISBN 978-5-7782-1485-9